Согласование целей специалистов с целями компании делает возможным их взаимовыгодное сотрудничество и обеспечивает выигрыш всех заинтересованных сторон – и сотрудника, и организации, и потребителя. Когда целей нет, согласовывать нечего. Когда цели недостаточно осознаны, согласовать их бывает трудно. А это значит, становится трудно найти интересную работу, которая бы увлекала, доставляла удовольствие, приносила чувство собственной значимости и желаемый результат. А согласованные цели приводят ко всем этим благам автоматически.

Для того чтобы Ваша профессиональная цель оказалась потенциально готова к согласованию с целями компании, предлагаем сделать следующее.

А) Максимально точно и коротко ответить на приведенные ниже вопросы.

  • Над решением какой именно проблемы Вы хотите работать? Подробнее узнать о том, что представляет собой проблема, Вы можете из тематических статей.
  • Каким именно образом Вы хотите решать данную проблему? Если у вас рождается сразу много вариантов ответа, то сначала перечислите их все, а затем выделите то, что все их объединяет (типа заголовка). Именно этот общий для всех вариант используйте в окончательной формулировке своей цели.
  • Кто именно выиграет от решения этой проблемы? Если Вы полагаете, что сможете облагодетельствовать всех, сразу и в равной мере, то рискуете разочароваться сами и/или разочаровать окружающих. Чтобы исключить подобную неприятность и повысить собственную профессиональную эффективность, важно как можно точнее обозначить свою целевую группу. Поэтому подумайте хорошенько о том, кому на самом деле вы собираетесь помогать, решая заявленную проблему. Помните — при формулировке профессиональной цели ваша искренность работает в первую очередь на вас.
  • Что именно они получат в результате решения этой проблемы? «Они», т.е. представители Вашей целевой группы. Во-первых, ответ на этот вопрос привлечет к Вашей цели внимание тех людей, сотрудничество с которыми окажется действительно взаимовыгодным. А во-вторых, цель, содержащая ответ на данный вопрос, практически сразу презентует ожидаемые результаты Вашего труда.
  • Что именно Вы хотите получить в результате работы над данной проблемой? Это вопрос о Вашем собственном выигрыше, т.е. о вознаграждении, которое вы ожидаете получить за выполнение конкретной работы. Лучше обозначить свой выигрыш в виде некоторого интервала – от минимума до максимума. Минимум определяется объективными условиями Вашей жизни. Это грань, за которой возникает реальная угроза жизни, здоровью или принадлежности к значимой для Вас социальной группе. Даже если у Вас надежный «тыл» и Вы можете позволить себе работать «ради собственного удовольствия», все равно обозначьте предельный для себя допуск, например, в виде эмоций, ощущений или чего-то еще. Что касается максимума, он тоже не может быть «бесконечным». Мысль о нем должна рождать энтузиазм и желание действовать, а не благорасположенную расслабленность. За его границей Вы окажетесь кем угодно, только не ценным для организации сотрудником.

Если Вы можете ответить только на часть вопросов, ничего страшного, ориентируйтесь на то, что пока есть. Остальное понемногу приложится. Единственное, хотелось бы обратить Ваше внимание, что подобные ответы рождаются и конкретизируются в процессе профессиональной деятельности. Если их брать «непонятно откуда», то и получить можно «непонятно что». Поэтому лучше отталкиваться от своего реального трудового опыта и отражать свой реальный профессиональный интерес.

Б) Сгруппировать ответы в 1-2 предложения, сформировав текущую профессиональную цель. Об ожидаемом личном выигрыше в ней говорить не нужно, поскольку непосредственного отношения к ней он не имеет, зато может послужить дополнительным критерием выбора оптимального варианта делового сотрудничества.

В) Заявить свою текущую профессиональную цель.

  • Если Вы находитесь в поиске работы, внесите составленные предложения в свое резюме. Например, в графу «профессиональная цель».
  • Если Вы уже работаете, обратитесь в кадровую службу своей организации с просьбой подсказать, на каком именно рабочем месте Вы могли бы заняться решением важной для себя проблемы на благо всех, кто с этим связан. Не нужно питать иллюзии о том, что все кадровики могут сходу дать Вам подобную информацию. Однако, как говорится, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Если эта информация действительно Вам нужна, добывайте ее.

Г) Отфильтровать компромиссные варианты предложений о сотрудничестве.

Например, исключить:

  • возможность получить желаемое, работая над решением другой проблемы (такой вариант вряд ли подарит чувство глубокого профессионального удовлетворения, несмотря на то, что Вы будете получать желаемое вознаграждение);
  • возможность решать значимую проблему, используя нежелательные или неприемлемые для себя способы (данный вариант, скорее всего, спровоцирует возникновение когнитивного диссонанса, эмоционального дискомфорта и прочих неприятностей в Вашем внутреннем мире – это очень серьезные вещи, с которыми вряд ли стоит шутить);
  • возможность решать значимую для себя проблему, работая ради выигрыша другой целевой группы (подобный вариант, как правило, служит поводом для развития конфликта с руководством и коллегами, поскольку неосознанно Вы можете стремиться выстраивать свою работу так, чтобы выигрывала та группа, на которую Вы изначально ориентированы);
  • возможность решать значимую для Вас проблему, получая не совсем то вознаграждение, на которое Вы рассчитываете (данный вариант способен несколько уменьшить Вашу удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, поскольку, предоставляя возможность выигрывать другим, сами будете постоянно проигрывать).

Компромисс, это хотя и частичный, но все же обоюдный проигрыш. В итоге «в минусе» окажетесь и Вы, и Ваша организация, и потребители ее товара или услуг. Лучше попробовать договориться или поискать более приемлемые (выигрышные для всех сторон) варианты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *