Серьезный человек ко всему привык относиться серьезно. В том числе и к просьбе рассказать о своих профессиональных ожиданиях. Будучи открытым и ответственным перед собой и собеседником, он просматривает свои намерения и зачастую начинает говорить о том, к чему рассчитывает прийти в работе. Только речь специалист начинает вести о своих профессиональных планах. А ведь это совсем другая история. Здесь будем говорить именно про ожидания. Что такое ожидание в работе и как сделать, чтоб оно не было напрасным?
Давайте представим себе такую ситуацию. Предположим, ваша цель – через пару часов оказаться в городе N, который расположен за тысячи километров от того места, где вы сейчас находитесь. При этом вы не являетесь владельцем или водителем сверхскоростного транспортного средства. Вы не владеете способностью к телепартации. У вас нет ресурса для того, чтобы достичь цели самостоятельно. Поэтому принимаете решение обратиться к услугам авиаперевозчика. Выбираете того, кто может помочь с решением возникшей у вас проблемы. Заявляете о своей цели, заказывая билет на нужное время до нужного пункта назначения. Подтверждаете серьезность намерений, оплачивая заказ. Ваш девиз на данный момент – ждать своего часа, выполнять инструкции профессионалов и наслаждаться процессом приближения к цели. Когда цель будет достигнута, и в нужном городе вы сделаете первый шаг за пределы аэропорта, ваш контракт с авиаперевозчиком завершится. Вы расстанетесь и вряд ли вспомните о его существовании до той поры, когда вновь не появится необходимость в его помощи.
Ожидания появляются тогда, когда решение возникшего затруднения или процесс достижения желаемой цели вверяется в «чужие» руки. Иначе говоря, ожидания человека реализуются посредством кого-то или чего-то. Они всегда связаны с ожидаемой активностью кого-то или чего-то. Не верите? Проверьте. Начните предложение со слов «Я жду…» и продолжите чем угодно.
Пассивна ли в этом случае позиция ожидающего? Нет, конечно. Это хорошо видно даже из приведенного примера. Заявляя о своей цели (называя желаемый пункт назначения и время прибытия) человек активен. Оплачивая услуги партнеров, он активен. Ограничивая свои действия ролью пассажира, он активен. Фиксируя окончание контракта шагом за пределы аэропорта, он активен. В данном случае активность свидетельствует о том, что ожидания человека имеют силу намерения достичь желаемого, пусть и с чьей-то помощью.
Смогла бы цель оказаться достигнутой, если бы человек занял пассивную позицию? Например, счел бы достаточным знать, куда хочет отправиться, и лишним сообщать об этом авиаперевозчику. Или счел бы достаточным сообщить об этом, но лишним внести плату за предоставляемые услуги. Или, к примеру, заявив цель и оплатив билет, счел бы лишним выполнять инструкции партнера. Например, продолжил мирно спать вместо того, чтобы явиться в аэропорт, пройти регистрацию и сесть в авиалайнер. Такое поведение пассажира может показаться глупым и смешным. Однако в действиях сотрудников организаций или кандидатов на соискание вакантной должности подобное происходит довольно часто. Вопрос: достигнут они желаемого? Ответ: случайно – возможно, намеренно – нет.
Помните давно известное: «Просите, и дано вам будет. Стучите, и вам откроют. Ищите, и обрящете»? Чтобы ваши ожидания не оказались напрасными, ищите работодателя, который готов предложить или помочь получить то, что вам необходимо. Говорите, что конкретно надеетесь получить, уточняйте и выполняйте условия, которые приведут к тому, на что вы расчитываете.
Теперь давайте разберемся со следующим вопросом. Что такое «профессиональные ожидания»? Напомним. Профессиональное отвечает на вопрос о том, за помощью в каком именно деле и ради достижения каких именно результатов другие люди могут обращаться к нам. Все, что такой информации не дает, к профессиональному не относится (об этом вы уже знаете, если нет — ссылки в конце текста). Ожидания рассказывают, за какой помощью мы хотим обратиться к другим людям. О том, за какой помощью другие люди могут обращаться к нам, они молчат. А это значит только одно – ожидания профессиональными быть не могут по определению.
Такое понятие как «профессиональные ожидания» не больше чем фикция и при этом вполне реальный крючок для непрофессионалов. Профессионалы не ожидают. Они действуют, добиваясь нужного кому-то результата. Они действуют, помогая другим людям преодолевать возникшие проблемы, решать актуальные задачи и получать нужные результаты. В то время как ожидания от работы или от профессиональной деятельности предполагают перспективу получить что-то для себя. Причем получить это со сторонней помощью – как правило, с помощью своих деловых партнеров (работодателя, коллег, клиентов и т.п.).
Ваши ожидания от рабочего места (нового или уже существующего), работы (настоящей и будущей), должности, компании, коллег и т.д. отражают ваши личные интересы и намерения. Чем четче ожидание, тем лучше вы понимаете себя и тем проще поймут вас другие. Чем четче ожидание, тем проще найти оптимальный вариант делового партнерства. Чем четче ожидание, тем больше вероятности, что вам окажутся небезразличны и ожидания других от вашей работы. А это уже заявка на потенциальную ценность для партнера.
Чтобы ваша ценность светила ярко в любой ситуации, подскажем что делать, если вдруг попросили рассказать о профессиональных ожиданиях. Вы уже знаете, что у квалифицированных специалистов их нет. Так вот, ситуацию, когда необходимо ответить на вопрос о профессиональных ожиданиях, можно трижды повернуть в свою сторону. Как? Просто.
- Скажите, что профессиональных ожиданий не имеете. Зато имеете профессиональные интересы, планы и цели. Чтобы не быть голословным, расскажите какие именно.
- Добавьте, что ждете от своей настоящей или будущей работы. Понимая при этом, что говорите о личных ожиданиях в профессиональной деятельности. Понимая, что этот рассказ — очередной шаг на пути к достижению нужного вам результата.
- Расскажите, что намерены сделать для того, чтобы ваши ожидания стали реальностью — понимая, что в данном случае будете говорить о профессиональном (о ресурсе, которым располагаете; о задачах, которые можете помочь решить; о результатах, в достижении которых можете посодействовать).
Таким образом «поймаете трех зайцев». Во-первых, продемонстрируете свой профессионализм. Профессионал четко понимает границы личного и профессионального в работе. Во-вторых, заявите ценностное отношение к деловым партнерам. Если, конечно, действительно осознаете, что без их участия вашим ожиданиям вряд ли суждено сбыться. В-третьих, сможете предложить работодателю контракт. Уникальная ситуация, не так ли? Контракт будет предложен не только вам – некоторое вознаграждение за выполнение определенных обязанностей, но и вами – выполнение определенных обязанностей (помощь в достижении важных для партнера результатов) за нужное вознаграждение (соответствующее вашим личным ожиданиям). Если ваши с работодателем интересы окажутся согласованными, то будет гарантировано рабочее место, где вы сможете не только реализовать свой профессиональный потенциал, но и оправдать личные ожидания. Как вам такая перспектива?..
В заключение отметим, что личные ожидания, точно так же как личные цели могут быть связаны с изменениями либо в личной, либо в профессиональной жизни специалиста. О том, решению каких проблем способствуют личные ожидания, читайте в другом материале. Статья поможет понять необходимое и получить еще пару-тройку дополнительных баллов на собеседовании.
А вот, собственно, и ваш счастливый билет — заполняйте и в путь!
* Правила заполнения билетов на реализацию ожиданий в работе:
- в графе «наименование компании» указать организацию, в которую хотите трудоустроиться;
- в графе «кому» указать собственные данные;
- в графе «пункт вылета» коротко указать имеющееся на сегодняшний день затруднение;
- в графе «пункт прилета» коротко указать в какой ситуации планируете оказаться в итоге;
- в графе «стоимость услуги» перечислить обязанности, выполнение которых требуется на планируемом рабочем месте (кто считает, что ожидания исполняются сами собой, ошибается);
- в графе «контракт выполнен в момент передачи компанией» — вписать свое ожидание, что конкретно хотите получить от работодателя, на какую помощь рассчитываете;
- в графе «форма оплаты» подчеркнуть нужное — если нет профессиональной цели, соглашайтесь на выполнение поручений (обязанностей, возложенных работодателем и подробно описанных в должностной инструкции), если профессиональная цель есть, подчеркивайте второй вариант, а в резюме четко опишите свою профессиональную цель.
Смех смехом, но если вы знаете, как могли бы заполнить подобные графы, то с легкостью составите свое резюме так, чтоб с большой долей вероятности получить желаемое.
Кто не хочет заполнять билеты, для формулировки своего личного ожидания в работе может воспользоваться Пошаговым мастером постановки личной цели.
Уважайте свои намерения. Будьте активны в своих ожиданиях. Цените помощь партнеров. И результаты не заставят себя ждать. Впрочем, можете поступить и наоборот: махнуть рукой на ожидания, цинично отнестись к партнерам и наслаждаться несбывшимися надеждами. Выбор за вами.
Дополнительная информация:
- о том, как отличить все личное от профессионального в работе;
- о том, в какой цели могут быть отражены личные ожидания специалиста;
- обо всем, что связано с профессиональными целями и намерениями.
С другими материалами сайта можно ознакомиться в разделе «Публикации» (указан вверху страницы)
Спасибо за публикацию, очень правильно все написано!