Проблемы и задачи в профессиональной цели

Наверняка многие из нас привыкли ставить задачи, отталкиваясь от запланированной цели работы. Обычно их постановка связана с вопросом: «Что надо сделать, чтобы цель была достигнута?». Но если вы успели заметить, в своих статьях мы связываем задачи не столько с результатом, который намерен достичь специалист, сколько с проблемой, над решением которой он работает. Ради чего ставятся цели? Как можно определить проблемы и как сформулировать задачи, чтоб они надежно вели к достижению нужного профессионального результата?

За свою профессиональную жизнь многие люди ставят десятки целей, решают сотни задач и получают немало удивительных результатов. Но не всегда полученные результаты оправдывают возложенные на них надежды. Вряд ли сильно ошибемся, сказав, что подобное профессиональное разочарование хотя бы раз постигало практически любого хорошего специалиста. Именно потому, что он хороший специалист. Именно потому, что ясно представляет, к чему конкретно стремится. Но вот вопрос: знает ли он в начале пути, ради чего отправляется к намеченной цели?

Цели не берутся «ниоткуда» и не исчезают в «никуда». Истинные цели появляются на основе проблем, которые однажды возникли и потребовали своего решения. Решения, которое должно привести к изменению сложившейся ситуации. Результат, который фиксируется в цели и затем настойчиво достигается, как раз и должен влиять на изменение проблемной ситуации.

А теперь давайте вспомним, в связи с чем появилось понятие «специалист», чьи проблемы он призван решать и чью ситуацию должны изменить результаты его работы. Поскольку вы знаете, что олицетворяет собой все профессиональное в работе, позвольте ответить от вашего имени. Понятие «специалист» появилось в связи с необходимостью оказания специальной помощи определенным людям в конкретном деле. Людям, которые столкнулись с невозможностью решить какую-то трудность или противоречие в сложившихся условиях или при помощи того ресурса, который у них есть (сил, знаний, опыта и т.п.). Предполагается, что специалист таким ресурсом обладает. А люди, на оказание помощи которым он ориентирован, привычно именуются «целевой группой».

Вернемся на минутку к вершине своего очередного профессионального достижения. Окинем взором пройденный профессиональный путь. Сделаем удивительный вывод. Результат, который придает смысл нашим трудовым будням и действительно приводит к изменениям в жизни целевой группы, можно получить только в одном случае. Когда есть отчетливое понимание, кому именно и в решении какой именно проблемы должен помочь результат твоего труда. Критерием эффективности в профессиональной деятельности становится простой факт – помог результат твоей работы решить данную проблему данным людям или нет. Если не помог, не спасет и миллион галочек напротив решенных задач и полученных результатов. Если помог, и проблемная ситуация изменилась в нужную сторону, значит отлично отработал. Честь тебе и хвала. У вас не так? Поделитесь.

Прежде чем планировать какие бы то ни было результаты и отражать их в целях и задачах своей профессиональной деятельности, нужно очень хорошо разобраться в том, над решением какой именно проблемы вам все-таки предстоит работать. Уточнение проблемы и есть самая первая задача, которую очень многие игнорируют. Если хотите попасть «пальцем в небо» и получить результат, который в итоге ничего не решит и никому не будет нужен, можете тоже ее игнорировать.

А для остальных предлагаем ответ на вопрос о том, как определить профессиональные проблемы и задачи, чтобы они действительно приводили к нужному результату — которого от вас ждут и который способен должным образом влиять на исходную проблемную ситуацию вашей целевой группы.

Для этого бывает достаточно ответить себе на следующие вопросы.

Уточняем целевую группу:
кому в итоге я хочу помочь? кому конкретно должен помочь результат моего труда? какие общие черты, признаки объединяют людей, которым должен помочь результат моей работы?

Уточняем актуальную проблему целевой группы:
в чем конкретно заключается проблемная ситуация данных людей? в какой ситуации находятся эти люди сейчас, и какой она должна стать в итоге (какой ее хотят видеть)? над решением какой именно проблемы этих людей мне предстоит работать?

Уточняем ресурс, который от нас потребуется:
что недостает представителям моей целевой группы, чтобы самостоятельно изменить ситуацию в нужную сторону? какой именно специальный, профессиональный ресурс от меня потребуется, чтобы помочь этим людям изменить ситуацию в нужную сторону?

Уточняем границы собственной профессиональной компетенции:
для решения какой именно проблемы этих людей достаточно моего специального, профессионального ресурса? какая проблемная для этих людей ситуация действительно может быть решена с моей помощью (посредством имеющегося у меня специального, профессионального ресурса)?

Уточняем потенциальный результат своих профессиональных действий:
какой именно результат может повлиять на изменение проблемной ситуации? каким может, должен быть результат моей работы? что именно получат эти люди в результате моей работы? что конкретно я передам этим людям по завершении своей работы? каким образом полученный, переданный мною результат повлияет (будет влиять) на изменение проблемной ситуации? в чем конкретно будет выражаться изменение проблемной ситуации в момент, когда я передам полученный результат своей работы представителю своей целевой группы?

Уточняем возможный план действий:
а) что мне нужно, что я могу, что я должен сделать, чтобы применить, использовать специальный, профессиональный ресурс, который от меня требуется?
б) что мне нужно, что я могу, что я должен сделать, используя необходимый специальный, профессиональный ресурс, чтобы проблемная ситуация этих людей изменилась в лучшую (нужную для них, ожидаемую ими) сторону?
в) что мне нужно, что я могу, что я должен сделать, чтобы получить запланированный результат в итоге своей работы?

Это не все вопросы, но ограничимся пока ими.

Каждый пункт помогает одновременно и уточнить профессиональные проблемы, над которыми предстоит работать, и конкретизировать задачи, которые при этом необходимо решить. Мало понимать, кому именно должны принести пользу результаты вашей работы. Нужно знать какие конкретно проблемы испытывают эти люди (группа людей). Не предполагать, а именно знать. У кого будете их уточнять?.. Мало знать, какие проблемы стоят перед этими людьми, нужно отдавать себе отчет в решении каких из этих проблем вы реально способны (хотите и можете) помочь на сегодняшний день. Мало отдавать себе отчет в том, какая проблема представителя целевой группы может быть решена с вашей помощью, нужно понимать в чем конкретно будет выражаться изменение проблемной ситуации в результате выполненной вами работы. Ясно осознавая эти моменты, сможете максимально точно сформулировать проблему, которую предстоит решить. Пример?..

Предположим, вы фармацевт и работаете продавцом в аптеке. Предположим, представителя вашей целевой группы отличает следующее — это человек, зашедший в вашу аптеку и желающий приобрести медикаменты в розницу. Кроме того, это люди, имеющие некоторое отношение к проблеме потери здоровья — либо сам болеющий человек, либо покупающий медикаменты для больного человека. Проблем в связи с этой напастью у него может быть целое множество. Но в результате точных ответов на предложенные выше вопросы перед вами останется одна и звучать будет примерно так: обеспечение розничного покупателя нужными ему и имеющимися в наличии медикаментами. Все. Повлиять на процесс выздоровления больного вы не можете. Зато прекрасно понимаете, что если до момента обращения к вам у покупателя не было необходимого или выписанного врачом препарата, то при условии, что такой препарат есть в наличии, на момент завершения ваших профессиональных усилий покупатель будет держать его в руках.

Принцип в целом ясен?.. Уточнение профессиональной проблемы позволяет добиваться результатов, которые действительно приводят к изменению проблемной ситуации, а потому действительно нужны представителям вашей целевой группы. Хотите возвращаться с работы в удрученном состоянии? — обещайте целевой группе больше, чем можете сделать или предлагайте то, в чем она не нуждается. Погружение в депрессивное состояние и снижение профессиональной самооценки гарантируется. Если сердцу ближе обратные процессы, продолжим.

Мало отдавать отчет в том, каким профессиональным ресурсом обладаете сегодня, нужно предвидеть, что от вас может потребоваться завтра и быть готовым оперативно добрать недостающее. Недостаток специального, профессионального ресурса может быть отдельной проблемой, а необходимость ее решения — отдельной задачей в профессиональной деятельности. Адекватное прогнозирование возможно, если держать «руку на пульсе» изменения проблемной ситуации. Отслеживание изменений исходной ситуации может выступать дополнительной проблемой, а получение информации о таких изменениях — соответствующей задачей в работе. Мало знать какого результата хотите достичь, нужно располагать основаниями для уверенности, что этот результат действительно способен изменить проблемную ситуацию в нужную сторону. Отсутствие или недостаток оснований, чтобы считать планируемый результат адекватным для решения конкретной проблемы, может быть самостоятельной проблемой, а необходимость их получения — диктовать соответствующие профессиональные задачи.

Мало понимать, какой результат вы планируете получить в итоге своей работы, нужно быть уверенным, что этот результат действительно устраивает представителя вашей целевой группы, действительно ему нужен. А если он ему на самом деле не нужен, придется вернуться к первому вопросу и выяснить, наконец, кто действительно является вашим реальным «заказчиком», вашей настоящей «целевой группой». Каким образом? Ответьте себе откровенно, кто больше всего и чаще всего выигрывает в результате вашей работы, кому действительно приносят реальную пользу результаты вашего труда. Сами все поймете. Скорее всего, вы и так об этом знаете. Не лгите себе, тогда и результаты будете получать именно те, которые от вас действительно ждут. Если вам одинаково небезразличны интересы «истинного заказчика» и того, во благо кого вы «якобы» работаете, придется решить задачку посложнее. Придется выяснить проблемы и интересы каждой из сторон и найти решение, которое устроит и принесет пользу каждой из них. Подобный навык есть у высококлассных менеджеров среднего звена, которые практически всю свою профессиональную жизнь работают в ситуации «между молотом и наковальней». Вот уж где встречаются суперспециалисты в вопросах оперативного согласования разных целей разных людей. Если вы из их числа, наш вам низкий поклон.

Но вернемся к теме. Прочитали список «нужностей» для успешной работы? Испугались их количества? Отлично. Теперь расслабьтесь и запомните главное. Проблемы и необходимость в постановке соответствующих задач возникают не одномоментно, а поочередно. Иметь о них представление желательно всегда. Но выделять надо главное. На какие проблемы из этого списка вы ненароком обратили особое внимание? Отметьте их. Доверяйте своей психике. Особое внимание, как правило, обращается на актуальные проблемы. Вот с ними и работайте.

В завершение коротко о правилах формулировки проблем и задач в профессиональной деятельности.

Формулировка задач

Есть задачи полные и неполные, основные и промежуточные. Полная задача содержит описание условий проблемной ситуации и результат, который необходимо получить в ходе ее решения. Неполная (сокращенная) задача может отражать либо проблемную ситуацию, либо результат решения проблемной ситуации. В любом случае формулировка задачи будет включать в себя некий глагол, указывающий на необходимость конкретного действия. Примеры…

Полная задача:

  • найти делитель, сокращающий любое число в 3 раза
  • разработать маршрут доставки груза из пункта А в пункт Б, оптимальный по времени, материальным затратам и безопасности
  • снизить риск наркотизации учащихся старших классов, используя знания о восприятии упреждающей информации невротической личностью

Сокращенный вариант задачи (результат):

  • найти частное чисел 186 и 3
  • разработать возможные маршруты доставки груза
  • снизить риск наркотизации учащихся старших классов

Сокращенный вариант задачи (проблема):

  • сократить число 186 в 3 раза
  • оптимизировать маршруты доставки груза по времени, материальным затратам и безопасности
  • уточнить и использовать в работе с учащимися старших классов знания об особенностях восприятия упреждающей информации невротической личностью

Промежуточная задача ставится, когда проблемная ситуация решается не в одно, а в несколько действий. Одно необходимое действие = одна задача. Результат решения такой задачи может отражать результат, который специалист должен получить на определенном отрезке своей профессиональной деятельности, или представлять собой небольшую цель («подцель»), которую надо достичь, чтоб еще на шаг приблизиться к основному запланированному результату (к основной цели). Поэтому ее формулировка особо ничем не отличается от качественной формулировки профессиональной цели специалиста. Если же некоторая профессиональная задача отражает не столько необходимый результат, сколько условия, которые усложняют или определяют его достижение, то читайте ниже.

Формулировка проблем

По большому счету, профессиональная проблема информирует об условиях, в которых специалисту придется заниматься поиском или достижением нужного результата. Поэтому к формулировке проблемы, как правило, предъявляется следующее требование. Она должна отражать исходное условие (исходную ситуацию), ожидаемое условие (итоговую ситуацию или необходимым образом изменившиеся исходные условия) и то, чего на данный момент недостает для успешного преображения исходной ситуации в желаемую (отсутствующий, «провальный» элемент или недостающий ресурс).

Если хотите разложить по полочкам свою профессиональную проблему, превратив ее в условия задачи, которую надо решить, а сформулированную задачу отразить в текущей профессиональной цели, это нормально, а в ряде случаев и вовсе выгодно. Не рекомендуем делать другого — отражать проблему, когда она остается единственным элементом вашей профессиональной цели. Причины, по которым делать этого не стоит, а также возможные варианты действий изложены в отдельной статье.

Проблема нормально вписывается и работает «как надо» в полной формулировке профессиональной цели (когда заявлены все 4 основные элемента). Подробнее об элементах проф. цели можете узнать из материала специальных статей. Вариант полной профессиональной цели приведен здесь.

Не сообщим ничего нового, а лишь подчеркнем важное, напомнив, что недостаточная проработанность проблемы и недостаточно ясное понимание условий, в которых придется достичь нужного результата, может привести к резкому снижению эффективности всех дальнейших усилий. По возможности будьте предельно внимательны и сконцентрированы на старте, чтобы не разочароваться на финише.

One thought on “Проблемы и задачи в профессиональной цели

  1. Спасибо за полезную и очень интересную статью! Мне понравилась! Применю на практике ваши советы и рекомендации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Впишите недостающую в примере цифру * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.