Если вам важны взаимовыгодное сотрудничество, эффективная работа коллектива или развитие кадрового потенциала, не допускайте того, чтобы в одной рабочей группе находились люди, у которых цели профессиональной деятельности одинаковые. Одинаковые цели не согласуются. Зато способны провоцировать развитие жесткой конкуренции, препятствуя слаженной работе, нарушая групповые нормы и т.д. В результате коллектив может перестать быть тем, чем он изначально являлся и потерять способность эффективно решать свои задачи.
«Одинаковые» цели, это цели «типичные» для многих представителей одного сообщества, которые «традиционно» ставятся во многих случаях и в своем достижении опираются на «стереотипные» алгоритмы действий. Когда и как одинаковые цели провоцируют развитие жесткой внутригрупповой конкуренции, и к чему это приводит, можно продемонстрировать на простом и всем известном примере.
Как известно, любое социальное объединение возникает на основе общности взглядов ее членов. Общность взглядов основывается на общих ценностях. А ценности отражают те жизненно важные нормы каждого, которые обеспечивают самосохранение и поддерживают определенный уровень жизнедеятельности своего носителя. В эффективной команде важнейшие групповые ценности и индивидуальные нормы во многом совпадают. Пример — качество выпускаемых изделий, как ценность для предприятия, и качество выполняемой работы, как норма для его сотрудников. Изначально это способствует взаимопониманию между членами команды и проявлению других психологических эффектов командной работы.
Однако как только одинаковым индивидуальным нормам начинает что-то угрожать, самые близкие по духу люди могут стать самыми жесткими конкурентами. Для иллюстрации возьмем отвлеченный и всем понятный пример. Предположим, что в процессе командной работы случилось «нечто» и у всех членов рабочей группы изменились показатели содержания жидкости в организме.
Нормы редко бывают точечными, обычно у них есть определенный допустимый интервал. Например, нормальное содержание воды в организме взрослого человека составляет 60 — 65% от массы его тела. Отклонения показателей от допустимого интервала вызывают затруднение в работе системы, а критические отклонения грозят ей гибелью. В любом случае они рождают потребность в восстановлении внутренних нормативов. Чем сильнее внутреннее отклонение от нормы, тем интенсивнее индивидуальная потребность в «восстановлении баланса» — нормальных показателей чего-то очень важного для жизнедеятельности человека. В зависимости от того, в какую сторону отклонились показатели, потребность будет связана с необходимостью либо пополнения внутренних ресурсов, либо избавления от их излишков. Предположим, что в нашем примере содержание воды в организме сотрудников оказалось меньше допустимого и появилась необходимость в увеличении ее количества. Люди начали испытывать жажду.
Дальше. Как правило, у любой системы (в т.ч. человека) есть «привычный» алгоритм действий, который позволяет ей удовлетворять свои жизненно важные потребности. Он может иметь биологическое или социальное происхождение — быть либо заложен природой, либо выработан в прежнем опыте самим человеком или членами его сообщества. В таком алгоритме уже есть и цель, и способы ее достижения. В нашем случае целью будет раздобыть и выпить воду. А в качестве способов выступят те варианты действий, которые раньше оказывались наиболее эффективными. Предположим, что обычно для утоления жажды мы успешно добывали воду, поворачивая вентиль водопроводного крана. Именно с этой целью мы к нему и направимся, когда захотим пить. Такие цели принято называть стереотипными. Разные представители одного сообщества ставят и реализуют их в похожих обстоятельствах. Именно такие цели у психически здорового человека и «всплывают» первыми при необходимости решить какую-то жизненно важную для себя задачу.
В нашей памяти алгоритмы «всплывают» по рейтинговому принципу. В первую очередь те, которые «практически всегда были эффективны», затем те, которые «часто срабатывали», далее которые «тоже иногда выручали». И только в самую последнюю очередь может припомниться, что в подобных случаях помогало людям лет 200 назад. Лучшие способы, это те, которые позволяют достичь нужного результата в имеющихся условиях с минимальными затратами времени, энергии и материальных ресурсов. Такие способы занимают первые строки нашего «рейтингового списка» и к ним мы обращаемся в первую очередь.
Если выполнению привычного алгоритма ничто не мешает, восстановление норм идет автоматически. Например, человек выпивает воду и продолжает заниматься текущими делами, особо не задумываясь о случившемся. Трудности начинаются, когда условия неожиданно меняются и высокорейтинговые алгоритмы не приводят к привычному результату, или когда результат остается возможным, но что-то препятствует его достижению. Конкуренция появляется во втором случае, когда достижению цели одного человека мешают действия другого человека, направленные на достижение той же самой цели. Поскольку результат связан с восстановлением нормальной жизнедеятельности, отказаться от него сложно и первый принимает решение «обойти партнера (препятствие)», чтобы получить необходимое.
Смотрим на примере. У вас и членов вашей группы появилась жажда (показатель нарушения внутренней нормы), возникло желание ее утолить (потребность) и родилось намерение выпить воды (цель). Вы привычно идете к крану и поворачиваете вентиль (высокорейтинговый алгоритм), но воды нет (неожиданное изменение условий). Что делать? Думаете, как еще можно ее раздобыть (вспоминаете следующие строчки в рейтинге алгоритмов). Что касается ваших коллег, они располагают теми же алгоритмами. Поэтому испытывая ту же потребность, начинают идти к той же цели, пользуясь тем же рейтинговым списком и тоже не особо задумываясь. А теперь представьте. После провалившейся попытки добыть воду из-под крана, вы направляетесь к чайнику. Он пуст. К кулеру. Ни капли. К холодильнику – ничего подходящего. Что начнет происходить с вашим отношением к коллегам, которые все выпили и о вас не подумали? Останетесь ли учтивы, когда на двадцатой попытке утолить жажду войдете в магазин и увидите, что кто-то еще направляется к единственно оставшейся бутылочке с вожделенным напитком? А что обычно делаете, пытаясь вместе с другими пассажирами сесть в подошедший автобус, чтоб явиться на работу вовремя? Наверняка ведь или стремитесь оказаться в числе первых входящих, или не слишком вежливо втиснуться между уже вошедшими. Или все же учтиво пропускаете вперед всех желающих и приезжаете на работу к обеду?
А теперь внимание! Когда вы с коллегой без проблем делите стакан воды на двоих или вместе с другими, выкрикивая подбадривающие фразы, втискиваетесь в переполненный автобус, это еще не конкуренция. Это в некотором роде даже еще сотрудничество. Конкуренция, это когда человек стремится оказаться первым рядом со стаканом воды или у дверей маршрутки, вполне осознавая, что в результате его действий кто-то останется без воды или опоздает на работу. Жесткая конкуренция, это когда на пути к своей цели человек готов не только обойти, но и оттеснить соперника. Другими словами, конкуренция требует от человека и развивает в нем изрядную долю безразличия к судьбам окружающих — к их прошлому, настоящему и будущему.
Многие считают, что в результате конкурентной борьбы рождаются полезные технологии. Скажите, вы тоже верите, что человек, безразличный к окружающим, готовый «идти по головам», способен создавать для этих «голов» что-то крайне полезное? Позвольте напомнить, что конкурентные технологии создаются в строжайшей тайне от других и ради обеспечения преимущества их владельцев.
В целом, мы уверены, что вы и сами все прекрасно понимаете. Взаимовыгодное сотрудничество и эффективная совместная деятельность невозможны без открытого диалога, обмена оперативной информацией, взаимопомощи (или распределения функций) и других условий. В системе конкурентного взаимодействия все это попросту отсутствует. Поэтому коллектив, внутри которого развиваются или поддерживаются конкурентные отношения между сотрудниками, лишается шансов стать «двигателем прогресса» и рано или поздно распадается на более мелкие группы или отдельные элементы, которые начинают действовать автономно и стремиться к достижению не общих для всего объединения целям, а своим собственным.
Вопрос. Что делать?
Ответ. В ходе совместной деятельности ориентируйтесь на постановку и достижение сотрудниками индивидуальных целей работы. В отличие от общих, стереотипных целей, настоящие индивидуальные цели могут быть подобными, но не одинаковыми. Скорректируйте работу коллектива так, чтобы именно общая победа и общий результат способствовали (не номинально, а реально) достижению индивидуальных целей сотрудников. Поощряйте поменьше соревнований между коллегами и побольше — их совместные проекты. Это позволит вам выстроить и поддерживать в коллективе реально действующую систему взаимовыгодного сотрудничества.