Диагноз — профессиональный кризис

Профессиональный кризис — пожалуй самый яркий процесс, в котором происходит изменение цели профессиональной деятельности. Однако насколько он ярок, настолько и многими отвергаем. За что так не любят профессиональные кризисы? Почему некоторые люди тратят огромные усилия на то, чтобы «держаться бодрее», демонстрируя всем, что у них «все хорошо» вместо того, чтобы повернуться лицом к происходящему, разобраться в своем внутреннем мире и выйти из кризиса с обновленным пониманием своей цели?

Чтобы поставить все точки над «i», давайте сразу договоримся, что о профессиональном кризисе будем говорить прямо – безо всяких иллюзий, прикрас и реверансов. Иначе о нем лучше просто молчать.

И еще момент. В этой статье рассказано о тех «чудесах», с которыми сталкивается человек, рискнувший войти в процесс прохождения кризиса. О том, с чем вынужден иметь дело тот, кто его избегает, на нашем сайте ни сказано ни слова. Об этом есть много увлекательных публикаций на других интернет-площадках. Мы же ориентированы на предоставление информации первой категории граждан.

Давно известно, что профессиональный кризис – это нормальная и, можно сказать, неотъемлемая часть профессионального развития. Также не секрет, что развитие – это качественное преобразование. Об этом иногда предпочитают «забывать», полагая, что одно лишь количественное приращение чего-либо уже есть признак бурного роста. Ничего подобного. Развитие – это качественное преобразование, которое происходит благодаря появлению в целом новых элементов, приводит к изменению системы взаимодействия между элементами, в результате чего целое приобретает новые свойства. Ключевое слово – новые, т.е. свойства, которых раньше не было.

Процесс психического развития в свое время описал Л.С. Выготский, во всех подробностях изложив суть кризисов развития. Профессиональный кризис ничем принципиально от них не отличается. За исключением одной маленькой детали… Он происходит в том возрасте, когда человек способен выбирать, какие внутренние качественные изменения ему «полезны», а какие нет, в какой процесс он рискнет войти, а от какого откажется.

Вы когда-нибудь видели ребенка, который решил, что передвигаться на четвереньках ему гораздо полезней, а ходьба на двух ногах – дело непростое, иногда болезненное, вряд ли нужное — и отказался от возможности ходить? Или вы когда-нибудь видели малыша, который примерно по тем же причинам намеренно отказался от дара речи? В отличие от этого замечательного возраста, когда у человека еще «хватает соображения», доверять внутренним процессам, кризис профессионального развития зачастую протекает в атмосфере выработанного недоверия к себе, окружающим, или чему-нибудь еще.

Видели как ведут себя маленькие дети, когда начинают понимать, что могут передвигаться как-то иначе? Выглядит это, конечно, потрясающе. С завороженной полуулыбкой, с широко распахнутыми глазами, совершенно неуклюжими движениями и частыми падениями, это ничтожных размеров и сил существо с отчаянным упорством и вместе с тем аккуратно продвигается к своей намеченной цели… Им безразлично как это выглядит со стороны. У них есть цель, и они ее достигают невзирая ни на что. А какой после этого наступает восторг!..

А теперь представьте себе взрослого дядю или взрослую тетю, которые примерно так же неуклюже и настойчиво, проваливая одну попытку за другой и раз за разом «садясь в калошу», овладевают какими-то там своими новыми профессиональными целями и ресурсами… И это они, монстры в своем деле, которым порой взгляда достаточно, чтобы заставить результат подойти ближе… В таких случаях принято многозначительно крутить пальцем у виска. Вот и получается – что для ребенка перспектива, то для взрослого диагноз.

Но это еще не все. Понимаете в чем дело… У ребенка своеобразное функциональное соотношение активности полушарий головного мозга. Такое, которое позволяет дотошно, подробно, детально познавать новое. Позже это соотношение меняется, потому что человек приступает к изучению часто встречающейся информации. В процессе профессионального развития возникают принципиально новые или даже уникальные интересы, намерения, навыки, свойства… Их эффективной реализации способствует всестороннее знание предмета. Однако чтобы познать, осознать это новое и научиться им пользоваться, взрослому человеку требуется временная динамическая перестройка межполушарной асимметрии с возвратом к более раннему состоянию (I-II этап развития ФАП). То есть его сознание должно поэтапно вернуться к состоянию, которое присуще детям младенческого или раннего детского возраста (дошколятам). С переходом активности мозга на более медленный тета-ритм. В результате возникает то, что называют временной возрастной регрессией или искусственным сенситивным периодом. Вот и представьте себе – взрослый человек, еще вчера активный и эффективный, вдруг начинает совершать неказистые действия, которые часто заканчиваются не совсем удачно, «медленно думать» и непрерывно изучать, что он делает, как это у него получается, к чему это ведет, можно ли сделать по-другому… Вам результат нужен, а он ничего гарантировать не может. Вам результат нужен «вчера», а получить его уверенно он может только «вчерашними» способами, которые ему уже не совсем интересны. «Устарели» они для него, видите ли…

Это у ребенка «времени вагон и вся жизнь впереди», а у взрослого специалиста – производственный план, жесткие сроки и установленные объемы. Пренебрежение ими грозит куда более серьезными последствиями, чем добродушное покручивание пальцем у виска …

Это ребенку добрые дяди и тети хлопают в ладоши, радуясь каждому новому, пусть и не совсем удачному шагу. А вокруг «незапланированно впавшего в кризис» взрослого специалиста ходят хмурые и нервные товарищи, у которых не сегодня-завтра «терпение лопнет» и «начнется страшное»…

Как вы думаете, многие ли «нормальные люди» на этом фоне дадут себе право полноценно пережить свой профессиональный кризис? Многим из них предоставят такую возможность? Многие из них поверят в то, что в итоге перед ними откроются перспективы, отличные от более вероятного взыскания и увольнения? Конечно же, нет. Как правило, человек, который стал замечать у себя «тревожные симптомы», начинает прилагать огромные усилия, чтобы от них поскорее избавиться и вернуться в исходное (привычное для себя и окружающих) состояние. Только вот незадача — у процесса развития нет хода назад. Его можно затормозить или начать активно игнорировать, но вернуть все «на прежние места», сделать все «как было раньше» не получится. Вот и остается специалист — уже не таким как был и еще не таким, каким мог бы стать, уже охладев к «прежнему» и еще не оценив «нового».

Но даже и это не самое печальное. Когда во время кризиса или после неудачной попытки вернуть все на свои места, человек начинает отвергать то, что с ним происходит, он всячески старается показать и доказать окружающим, что у него «все нормально», «никаких проблем», «все по-прежнему». Мы с вами прекрасно понимаем, что его так пугает – перспектива непринятия, насмешек, наказания, изгнания из рядов «дружного и эффективного» коллектива. На самом деле страх социального одиночества – был и остается одним из самых мощных сдерживающих факторов для человека. Но что в итоге? Человек «перекрывает кислород» себе изменяющемуся и старается вытолкнуть, вытеснить, уничтожить всю информацию о происходящем изменении. К сожалению, у некоторых это неплохо получается. К сожалению, потому что в результате уничтожаются не только нарождающиеся новые намерения или ресурсы для их реализации, но и стратегически важная информация о них. Информация, восстановить которую потом будет гораздо сложнее, чем исследовать сейчас. Потому что после «зачистки» она окажется обрывочной: а) частично стертой; б) значительно искаженной; в) перемешанной с кучей другой объясняющей и оправдывающей информации.

А знаете в чем парадокс? Развитие бывает разным. Оно не всегда ведет к прогрессивным изменениям. Оно с тем же успехом может вести и к регрессивным, и к тупиковым вариантам. Но. Если вы прошли свой кризис, значит получили достаточную информацию, чтобы принять взвешенное решение нужны вам эти варианты или нет. А если отказались от их осмысления, можете всю оставшуюся жизнь «грустить» о том, что возможно, на поверку-то вовсе и не нужно. Хотите блуждать по жизни «вслепую», избегайте кризисов. Хотите получить информативную карту, проходите их. Что именно вы получите в итоге, заранее не знает никто. Можем сказать только, что это будет какой-то кусок информации, который сегодня подскажет вам что-то нужное по поводу своей профессиональной деятельности. Просто в других случаях кризисы не возникают.

Остается отметить, что профессиональный кризис это не какая-то ирония или «ошибка природы», а вполне закономерный процесс, который начинается, когда внутренние предпосылки для него созрели. Связаны профессиональные кризисы с корректировкой цели профессиональной деятельности. В результате в ней может измениться один или несколько элементов. Это значит, что ее достижение может вести немного к другим результатам, немного другими методами, помогая в решении немного других проблем или открывая немного другие перспективы, возможно немного другим людям.

Некоторым руководителям известна настоящая цена профессиональных кризисов, которые были благополучно пройдены их сотрудниками. Их плоды порой уникальны и просто бесценны. Но это уже другая история.

О том, чем бывает вызвана необходимость корректировки цели и как, находясь в «состоянии кризиса», понять что именно требует изменений, здесь: «Основы преодоления проф.кризиса«.